Принципы работы холодильного контура компрессорной линии

оглавление >>  

   Элементы холодильного контура — компрессор, конденсатор, испаритель, дросселирующий элемент, фильтр-осушитель — соединены между собой металлическими трубками, по которым перемещается хладагент. Линии переноса хладагента делятся на три группы.

Линии нагнетания, по которым хладагент в газообразном состоянии под высоким давлением проходит от компрессора к конденсатору.

Жидкостные линии, по которым жидкий хладагент проходит от конденсатора к испарителю.

Линии всасывания, по которым хладагент в газообразном состоянии под низким давлением проходит от испарителя к компрессору.

Для максимальной эффективности работы холодильного контура важно правильно подобрать трубки и смонтировать их. При их выборе нужно учитывать потери в них и в линиях всасывания, нагнетания, жидкостной.

Потери давления хладагента в трубках холодильного контура снижают эффективность работы холодильной машины, уменьшая ее холо-до- и теплопроизводительность. Поэтому нужно стремиться к уменьшению потерь давления в трубках.

Поскольку температура кипения и конденсации зависит от давления (практически линейно), потери давления часто оценивают потерями температуры конденсации или кипения в градусах Цельсия.

При потере давления на линии всасывания компрессор работает при меньшем входном давлении, чем давление испарения в испарителе холодильной машины. Из-за этого снижается расход хладагента, проходящего через компрессор, и уменьшается холодопроизводитель-ность кондиционера. Потери давления в линии всасывания наиболее критичны для работы холодильной машины. При потерях, эквивалентных 1°С, подача компрессора снижается на 4,5 %.

При потере давления на линии нагнетания компрессору приходится работать с более высоким давлением, чем давление конденсации. При этом подача компрессора тоже снижается. При потерях в линии нагнетания, эквивалентных 1 °С, его подача снижается на 1,5 %.

Потери давления в жидкостной линии слабо влияют на холодопро-изводительность кондиционера.

Допустимы следующие потери давления в трубках: в линии нагнетания и всасывания — до 1°С; в жидкостной линии — 0,5...1 °С.

При стандартной установке несложных систем достаточно выбрать трубки того размера, какой указан в документации на кондиционер, однако существуют особенности трубопровода в системах с тепловым насосом.

Обычно в холодильном контуре трубки линий нагнетания и всасывания имеют различные диаметры. Если кондиционер работает в режиме теплового насоса (Heat Pump), то линии нагнетания и всасывания как бы меняются местами. В таком случае выбирать размеры трубок нужно особенно тщательно.

При работе на обогрев линия, работавшая при охлаждении на всасывание, станет линией нагнетания. Часто для этой линии выбирают трубки большего диаметра, чтобы снизить потери давления. При работе этой линии на нагнетание большой диаметр приводит к уменьшению скорости потока.

Линия всасывания в режиме теплового насоса, напротив, будет иметь недостаточный диаметр. В результате при работе на обогрев возрастет скорость потока и потери давления.

Трубопровод в системах с тепловым насосом должен иметь такой диаметр, чтобы эффективность была достаточна при работе как на охлаждение, так и на обогрев.

Гидравлическая схема кондиционера тепло-холод   Четырехходовой клапан 7 устанавливается в реверсивных (тепло-холод) кондиционерах (см. рис.). В режиме обогрева этот клапан изменяет направление движения хладагента. При этом внутренний и наружный блок как бы меняются местами: внутренний блок работает на обогрев, а наружный — на охлаждение.
Осевой вентилятор создает поток воздуха, обдувающий конденсатор. В недорогих моделях кондиционеров он имеет только одну скорость вращения. Такой кондиционер может стабильно работать в небольшом диапазоне температур наружного воздуха (16...32 °С). В моделях более высокого класса, а также во всех полупромышленных кондиционерах вентилятор имеет 2...3 фиксированные скорости вращения или же ее плавную регулировку.

На рис.: 1 — теплообменник (испаритель); 2 — жидкостная линия; 3 — двухходовой клапан; 4 — фильтр; 5 — капиллярная трубка; 6 — теплообменник (конденсатор); 7 — четырехходовой клапан; 8 — ресивер; 9 — компрессор; 10 — аккумулятор; 11 — трехходовой клапан; 12 — газовая линия.

Внутренний блок

Он состоит из следующих узлов:

© CLIMAT-PROF (2002 - 2019) — Продажа, установка и обслуживание кондиционеров и систем вентиляции