В холодильных машинах кондиционеров применяют минеральные и синтетические масла. Ряд современных многокомпонентных сервисных смесей не смешиваются с минеральными маслами. Поэтому использование минеральных масел с новыми хладагентами не допускается и необходимо использовать синтетические масла, обеспечивающие более высокую степень растворимости в сочетании с рабочими хладагентами.
К синтетическим маслам относятся: алкилбензольные (А), полиалкил-гликольные (ПАГ), полиэфирные (ПОЕ) и полиальфаолефиновые (ПАО) и др. Наиболее подходящим маслом для работы на смесевых хладагентах является полиэфирное (ПОЕ). Однако использование этих масел требует особенно тщательного внимания для обеспечения долговременной работы оборудования.
При выборе масла для холодильных машин кондиционеров желательно пользоваться следующими рекомендациями: масло должно иметь низкую температуру застывания, минимальное значение кислотного числа, большое значение вязкости. Универсальных масел, удовлетворяющих перечисленным требованиям, на практике не существует. Предпочтение отдается маслу, которое для заданных условий применения удовлетворяет наиболее важным эксплуатационным требованиям. Компрессоры должны заправляться только маслами, рекомендуемыми производителями. При работе с хладагентами смешивание синтетических и минеральных масел не допускается. Синтетическое масло очень гигроскопично, что оказывает сильное влияние на его химическую устойчивость. Система должна вакуумироваться до давления 0,3 Мбар и ниже. Это возможно только с помощью двухступенчатых вакуумных насосов. Количество остаточной влаги для полиэфирных масел в системе не должно быть выше 50 частей на миллион (50 ррт), а также его необходимо проверять после 48 ч работы. Для достижения этого необходимо установить фильтр, соответствующий хладагенту в системе, и осуществлять в соответствии с правилами технологию вакуумирования в процессе пусконаладочных работ и при обслуживании.
Исходя из практического опыта, безопасный уровень остаточной влаги в системе с синтетическим маслом находится на уровне 50 частей на миллион. Холодильные масла должны находиться на открытом воздухе не более 10 мин, иначе они успевают набрать влаги из воздуха. Масла типа ПОЕ по своей природе гораздо более способны к поглощению воды, чем минеральные масла. Они способны поглощать в 10 раз больше влаги, чем минеральные. Некачественное сервисное обслуживание после открытия системы приведет к тому, что при остаточной влаге в системе 50 ррт и выше масло начнет менять свой состав.
Надо учитывать, что масла различных фирм имеют различные антикислотные и противоизносные добавки, поэтому масла, даже одинаковые по свойствам, нельзя смешивать. Даже манометры, не говоря о заправочных шлангах и емкостях для масла, необходимо иметь под каждый тип масла и хладагента.
В результате сочетания влаги в системе и тепла, вырабатываемого компрессором, образуются неорганические кислоты. Фильтры-осушители неэффективны для удаления кислот. Фильтр-осушитель, содержащий активированный алюминий, предназначен для нейтрализации кислоты, образовавшейся в холодильной машине. Эти фильтры заполнены цеолитом на 75 % и активированным алюминием на 25 %. Масла типа ПОЕ совместимы с активированным алюминием.