Монтаж охлаждающей системы

оглавление >>  

   Для монтажа хладоновой магистрали кондиционеров применяют медный трубопровод. Трубы имеют метрические или дюймовые размеры.

Трубы необходимо резать труборезами, а капиллярные трубки режут капиллярными ножницами. После резки трубы образовавшиеся задиры необходимо удалить риммером.

Ручная гибка с помощью ручных или пружинных трубогибов применяется для труб диаметром до 19 мм. Для труб диаметром более 19 мм необходимо использовать трубогибы с пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом.

Трубы между собой или с элементами холодильного контура соединяются с помощью резьбовых (вальцовочных), фланцевых соединений или пайкой.

Конусное расширение заходит в наконечник штуцера и прижимается гайкой. Для создания конусного расширения используются вальцовки с конусным пуансоном.

При вальцовке труб пуансон необходимо смазывать компрессорным маслом.

Зажимать трубку в пуансоне необходимо так, чтобы труба выступала над плоскостью губок на 73 высоты конуса губок. Конусный раструб должен быть симметричным с ровным торцом, без царапин и задиров.

При пайке трубы для механической прочности соединяются с помощью прямых цилиндрических раструбов, которые выполняются расширителем. Внутренний диаметр расширителя должен быть таким, чтобы между соединяемыми трубами был капиллярный зазор (0,025 ...0,15 мм). Капиллярный зазор обеспечивает всасывание жидкого припоя в пространство между трубами. Если зазор будет больше, капиллярный эффект не возникает. Подобное соединение можно паять в произвольном положении трубопровода.

Пайка труб может осуществляться мягким и твердым припоем. Соединение металлов при пайке мягким припоем происходит при температуре 425°С, твердым — 460...560 °С. Тип припоя определяется соотношением меди и других металлов в его составе. При наличии в составе припоя серебра его называют серебряным. Чем больше содержание серебра, тем ниже температура плавления припоя, лучше смачивающая способность припоя и его обтекание места пайки. Хорошее качество пайки получается при применении медно-фосфорных припоев, но температура плавления их выше, а смачивающая способность хуже серебряных. При пайке меди с медью медно-фосфорным припоем флюс не применяется. Для пайки меди с латунью, меди с бронзой этим припоем флюс применяется.

В процессе пайки для защиты от образования окалины рекомендуется продувать место пайки сухим азотом. Медно-фосфорные припои не применяются для пайки соединений медь — сталь.

Для пайки применяются нагреватели (горелки), работающие на смеси газов: пропан — бутан — воздух, пропан — бутан—кислород, ацетилен — воздух, ацетилен — кислород.

Подбор нагревателя и надлежащая установка пламени позволяют избежать перегрева материала. Пламя горелки должно быть гладким, с четким голубым свечением ядра. В первой фазе нагрева расстояние между наконечником горелки и нагреваемой поверхностью должно быть равно длине конуса пламени. Горелку держат в таком положении до достижения температуры трубы около 650°С (красный цвет). Затем увеличивают расстояние от наконечника горелки до места пайки примерно в два раза.

Для уменьшения потерь тепла, особенно при использовании пропа-новой горелки, применяют отражатели.
Если при пайке используется флюс, припой нагревают и наносят флюс на разогретый конец прутка припоя, погружая его во флюс. При пайке близко расположенных соединений необходимо соблюдать определенную последовательность пайки, чтобы не расплавить предыдущий шов. При пайке элементов различной толщины прогрев начинают с более толстой детали.

При прокладке хладоновых магистралей необходимо выполнять следующие требования.

Медные трубы не должны иметь трещин, вмятин, изломов.

Изгибы трубопроводов должны быть плавными. Стенки трубок на изгибах не должны собираться в гофры, на изгибах сломы не допускаются.

Хладоновые трубопроводы должны быть термоизолированы по всей длине. Стыки термоизолирующих трубок должны быть заклеены скотчем.

Теплоизолированные трубопроводы должны быть защищены от механических воздействий по всей длине. Каждая труба должна иметь отдельную теплоизоляцию. Теплоизоляция не защищенных от механических воздействий трубопроводов должна быть покрыта армированным влагостойким скотчем или лентой ПВС. Механическая изоляция может быть общей для трубопроводов, электрических проводов и дренажной трубы.

Трубопроводы в штробах должны быть закреплены через каждые 0,6 м длины. Крепление в штробах на поворотах обязательно.

Ширина и глубина штроба должна быть достаточной для того, чтобы после укладки коммуникаций осталась возможность перекрыть их штукатурным раствором толщиной не менее 20 мм.

Закладка в штробы трубопроводов с паяными стыками, как правило, не допускается.

При прохождении трубопроводами ограждающих конструкций (стен, межэтажных перекрытий) обязательна установка стальных или пластмассовых гильз. После установки гильза заделывается теплоизоляцией и цементным раствором.

Крепление трубопроводов к уже существующим коммуникациям, подвескам подвесного потолка не допускается.

Паяные соединения помечаются на теплоизоляции трубопровода.

На горизонтальных участках всасывающего трубопровода для возврата масла необходимо делать 2%-ный уклон в сторону компрессора. На выходе испарителя, расположенного выше компрессора, необходимо делать U-образную маслоподъемную петлю, после чего всасывающий трубопровод следует поднять выше испарителя, чтобы не допустить стекания жидкого хладагента в компрессор.

В случае если испаритель расположен ниже компрессора, на выходе испарителя также необходимо установить маслоподъемную петлю. Та часть трубопровода, которая имеет наклон в сторону компрессора, должна начинаться обратной петлей, расположенной в самой верхней точке трубопровода.

Если конденсатор располагается выше компрессора, возникает опасность, что во время остановки компрессора масло, выброшенное в нагнетательную магистраль, будет стекать назад в клапанную группу. Поэтому если разность по высоте между конденсатором и компрессором составляет более 3 м, необходимо предусмотреть в начале восходящего участка маслоподъемную петлю. Если разность уровней еще больше, то маслоподъемные петли нужно устанавливать через каждые 3,5 м.

При монтаже терморегулирующих вентилей необходимо выполнять следующие требования:

корпус ТРВ и термобаллон устанавливать так, чтобы корпус ТРВ и термобаллон находились при одинаковой температуре воздуха окружающей среды;

размещать термобаллон по направлению часовой стрелки в зависимости от диаметра трубопровода всасывания:

при диаметре трубопровода меньше 5/8" (15,88 мм) термобаллон устанавливать на 12...13 ч;

при диаметре трубопровода от 3/4" (18 мм) до 7/8" (22 мм) — на 14 ч;

при диаметре трубопровода от 1" (25,4 мм) до 13/8" (35 мм) — на 15 ч;

при диаметре трубопровода более 13/8" (35 мм) — на 16 ч.

нельзя устанавливать термобаллон внизу трубы или на маслоподъемной петле;

термобаллон необходимо устанавливать примерно в 100 мм от выхода испарителя на горизонтальном участке. Установка термобаллона на вертикальном участке запрещена;

если нет возможности установить термобаллон на горизонтальной трубе, то, как исключение, термобаллон может быть установлен так, чтобы поток хладагента был направлен сверху вниз. Капиллярная трубка должна подходить к термобаллону сверху;

термобаллон нельзя располагать на месте пайки трубопровода; термобаллон необходимо тщательно теплоизолировать, чтобы наружный воздух не влиял на работу ТРВ;

уравнивающая труба ТРВ должна подходить к трубопроводу сверху и устанавливаться на расстоянии 100 мм от термобаллона по ходу хладагента;

расстояние от уравнивающей трубки до маслоподъемной петли должно быть не менее 100 мм.

Дренажный трубопровод выполняется из пластмассовых или медных труб. На поворотах можно использовать гибкие шланги. Трубопровод, в котором конденсат стекает самотеком, должен иметь уклон не менее 2 %. Если отвод конденсата самотеком обеспечить невозможно, устанавливаются конденсатные насосы.

Стыковка дренажных труб различных диаметров не допускается.

В штробах дренажные трубопроводы закрепляются через каждые 0,6 м длины. Крепления труб в штробах на поворотах обязательны. Допускается прокладка дренажного трубопровода совместно с хладоновой магистралью и электрическим кабелем. Изгибы дренажных трубопроводов, выполненные гибким шлангом, должны быть плавными с радиусом не менее 8 диаметров труб. При опускании дренажной трубы до уровня земли между концом дренажной трубы и землей должно быть расстояние не менее 50 мм. При переходе через стену дренажная труба должна иметь уклон наружу не менее 5°. Подъемные петли на дренажной трубе не допускаются. При сбросе конденсата во вместимость дренажная труба должна заканчиваться выше возможного уровня воды в ней. При сбросе воды в колодцы конец дренажной трубы не должен доходить до уровня воды в колодце. Отвод конденсата в канализацию необходимо выполнять только с устройством водяного затвора.

Предпочтительно использовать стандартные сантехнические сифоны. Ввод дренажных трубопроводов в канализацию допускается выполнять с применением стандартных канализационных тройников. Сверление и пробивка канализационных труб не допускаются. Если дренажный трубопровод выводится из помещения, а кондиционер зимой планируется использовать в режиме охлаждения, то при температуре наружного воздуха ниже 0° часть дренажной трубы, находящаяся вне помещения, должна обогреваться. В качестве нагревателя может использоваться саморегулирующийся нагревательный кабель удельной мощностью 10... 18 Вт/м.

Рекомендуется устанавливать дренажные трубопроводы диаметром 20 мм при мощности кондиционера до 7 кВт и диаметром 25 мм при мощности кондиционера до 17 кВт.

Герметичность холодильной машины контролируется с помощью подачи в холодильный контур избыточного давления, превышающего рабочее давление в 1,5 раза (опрессовка). При наличии в холодильном контуре элементов, чувствительных к такому давлению (например, предохранительные клапаны), их необходимо снять, а на их место поставить заглушки.

Опрессовку холодильной машины бытового кондиционера следует производить сухим азотом. Опрессовка сухим воздухом запрещена. Баллон с сухим азотом, где давление достигает 200 бар, соединяют с холодильной установкой через редуктор для понижения давления. Давление в установке повышают ступенями с одновременным контролем герметичности. Если обнаружено снижение давления, следует в холодильный контур к сухому азоту добавить небольшое количество хладагента и поиск причин снижения давления осуществлять течеискателями. Проверка герметичности опрессовкой длится 24 ч.

Холодильную установку вакуумируют до остаточного давления 5 Па. Спустя 1 ч работы при этом остаточном давлении вакуумный насос выключают и выдерживают систему под вакуумом в течение 1 ч. Затем вводят в кондиционер осушенный хладагент до достижения избыточного давления 30... 50 кПа, нарушая тем самым вакуум.

Таким же образом проводят второе вакуумирование кондиционера и вновь нарушают вакуум.

После третьего вакуумирования кондиционер заполняют необходимым количеством хладагента из баллона.

Если существует опасность попадания в систему при транспортировании или монтаже неконденсирующихся газов, влаги, тройное вакуумирование производят следующим образом:

присоединяют к системе манометровый коллектор, включающий мановакуумметр;

снижают давление в системе до 100 Па;

закрывают вентиль на мановакуумметре и открывают вентиль на манометре высокого давления, подключенном к баллону с азотом (вакуум-насос не выключают); повышают давление в системе до 0,6 МПа;

в течение 20 мин следят за показаниями манометра; если давление не падает, закрывают вентиль на манометре высокого давления и открывают вентиль на манометре низкого давления, выпускают азот в атмосферу;

закрывают вентиль на манометре низкого давления и открывают вентиль на мановакууметре, вакуумируют до давления 30... 50 Па; повторяют операцию с подачей в отвакуумированную систему азота; вакуумируют в третий раз до минимального давления. Величина минимального давления устанавливается периодическим перекрыванием вентиля на мановакуумметре; когда давление в системе прекратит повышаться с закрытым вентилем, вакуумирование прекращают;

подключают манометр высокого давления к баллону с хладагентом; шланг продувают хладагентом и герметизируют.

Холодильную машину заправляют хладагентом в жидком состоянии, который подают в жидкостную линию. Количество хладагента контролируют с помощью весов, дозаторов и других приборов.

Если необходимое количество заправляемого хладагента невозможно установить до заправки, то холодильную машину заполняют парами хладагента через всасывающую линию следующим образом:
после третьего вакуумирования к манометру низкого давления подключают баллон с хладагентом; шланг продувают хладагентом и герметизируют; открывают вентиль на манометре низкого давления и выравнивают давление паров хладагента в баллоне и холодильной машине; закрывают вентиль на манометре низкого давления; включают компрессор; контролируют величину давления конденсации и всасывания; после стабилизации давления всасывания и нагнетания контролируют их величину, замеряют температуры переохлаждения и перегрева, необходимые значения которых достигаются с помощью добавления паров холодильного агента путем небольшого открывания вентиля на манометре низкого давления.

© CLIMAT-PROF (2002 - 2016) — Продажа, монтаж и обслуживание кондиционеров и систем вентиляции